Другие игры / Малоподвижные / Школьники, Юношество, Молодежь, Взрослые, Пожилые
В игре выбирается ведущий. Заранее готовятся жетоны, определяющие роль каждого участника в этой игре. Это: комиссар Каттани, главарь мафии, два судьи, три честных человека и два мафиози. В зависимости от числа участников, количество честных людей и членов мафии можно пропорционально увеличить. Игроки вытягивают жетоны и скрывают от других участников, какая роль им выпала. Ведущий объясняет правила, предупреждает, что "выдать" себя можно вопросом или поведением. В таком случае жребий бросается снова. Играющие садятся в круг. Итак, все знают свои роли. Ведущий просит судей поднять руку - их могут знать все. Судьи - это люди, честность которых вне подозрений. Задача честных людей - найти мафиози и их главаря и обезвредить их. Задача мафиози - противоположная. Особенно им мешают комиссар и судьи.
Знакомство. Ведущий вводит в "среду", где находятся игроки: "Господа, мы собрались сегодня здесь, чтобы навсегда покончить с мафией, мы, честные граждане, не можем больше терпеть их беспредел. Они стреляют по ночам и убивают честных людей. Мы должны положить этому конец!" Речь ведущего приветствуется собравшимися. Участники начинают: "Давайте познакомимся, я - честный человек, занимающийся книжной торговлей". Следующие участники тоже придумывают себе легенды: "Я - простой городской почтальон", "Я - министр юстиции" и т. п. Игра чисто психологическая. Как правило, мафиози представляются людьми мелкими, малоимущими.
Следующий этап: наступает ночь - время мафии. Ведущий объявляет о том, что ночью все честные люди спят, а мафия выходит на "работу". Ведущий просит всех заснуть, т. е. все опускают головы и закрывают глаза. Затем ведущий просит мафиози поднять руку, но не поднимать головы. Ведущий: "Главарь, ты можешь проснуться и посмотреть на своих подчиненных". Затем ведущий разрешает всем мафиози осторожно поднять головы (кроме главаря) и узнать друг друга. Ведущий: "А теперь день, все просыпаются".
Итак, мафия знает друг о друге, кроме главаря. Главарь знает своих. Днем все по очереди высказывают свои подозрения. Например: "Я, честный человек, подозреваю садовника, который сидит рядом. Ночью он всегда очень шумит и куда-то ходит. Предлагаю его убить". Ведущий предоставляет судьям право решать, какую кандидатуру из подозреваемых ставить на голосование. Если число голосующих за то, чтобы "ликвидировать" подозреваемых на одного (ведущий не голосует), то человек объявляется "вне игры" - он может сказать, кем он был на самом деле. Если оказывается, что "убит" честный человек, подозрение в мафиозности сразу падает на того, кто выставил его кандидатуру.
Следующая ночь. Ведущий следит за тем, чтобы все не подсматривали. Ведущий объявляет: "Выстрел мафии". Ведущий по очереди называет имена участников, в это время мафиози, не поднимая головы, делают "свой выстрел", т. е. поднимают руку во время произнесения имени того, кого они хотят "обезвредить". Если все выстрелы мафии совпадают, то данный участник объявляется "убитым" - он выходит из игры.
Роль комиссара Каттани. После каждого ночного выстрела мафии комиссару предоставляется право своего выбора. Ведущий: "А теперь, комиссар, ваш выстрел". Комиссар поднимает голову и показывает рукой на одного из участников.
Когда наступает день, все поднимают головы. Ведущий объявляет: "Комиссар Каттани" ночью убил сторожа, к сожалению, он был честным человеком". Никто не узнает, кто комиссар. Участники в недоумении.
Игра идет до тех пор, пока перевес честных людей или мафии не будет очевидным. После этого игра теряет смысл и объявляется следующий тур.